+7 (4862) 77-20-25
Наш адрес: г. Орел, ул. Васильевская, 121
 
 
 
 
 
 
 
 

Страничка логопеда

    РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

    Основные задачи логопеда дошкольного учреждения – определить характер речевого нарушения и разъяснить его родителям, наметить план коррекционной работы с ребенком, помочь родителям приобрести необходимый минимум знаний, позволяющий им проводить занятия в домашних условиях.

    Для решения этих задач логопед проводит не только беседы и консультации, но и приглашает родителей на открытые индивидуальные и групповые занятия для ознакомления с требованиями, приемами и содержанием логопедической работы, наблюдения за своим ребенком, за его поведении на занятии, качеством усвоения учебного материала.

    К сожалению, нередко родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводит логопед, какие образовательные и воспитательные задачи он ставит и решает. А ведь неотъемлемая часть реабилитации, это преемственность в работе между логопедом и родителями, залог его успешного решения, так как только совместные усилия обоих сторон дают положительный результат.

    Речь – сложная психическая функция. Не являясь врожденной способностью человека, речевая деятельность формируется постепенно и зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом.

    Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи?

    • Главное, чтобы ребенок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом, Считается, после 3 лет речь ребенка практически сформирована и становиться для него основным средством общения, орудием мышления. Различные отклонения в становлении речи приводят не только ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияет на развитие личности.
    • Полноценно развитая речь возможна только при таких хорошо развитых познавательных процессах, как внимание, память, мышление. Поэтому взрослые, общаясь с детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития, должны совершенствовать мыслительные операции ребенка, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству, поощрять воображение
    • Напомним, что речь формируется по подражанию. Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. Указывая ребенку на какие-либо конкретные ошибки, нужно следить за отсутствием их в собственной речи.
    • Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, его успехи и достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ним новые задачи. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт.
    • Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, отвечайте на каждый детский вопрос. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
    • Обязательно следует учитывать психологические особенности и состояния ребенка. Если вы не видите у вашего ребенка желания говорить, если он протестует, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Надо способствовать не только собственной речевой активности ребенка, но и научить его слушать взрослого, активизируя и развивая познавательное внимание. Наиболее часто родителей волнует нарушение звукопроизношения ребенка. Безусловно, основная роль в его исправлении принадлежит логопеду. Родители могут участвовать в процессе автоматизации, т.е. закрепления поставленного или исправленного звука.
    • Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослыми. Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия. Позже вы можете просить его комментировать ваши и свои действия.
    •  При обучении на начальном этапе становления речи большая роль отводиться речевым играм с подражанием голосам животных, совместному проговариванию потешек, пропеванию песен, колыбельных. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой.
    • Без речевого взаимодействия с малышом развитие его речи может задержаться. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать  новые знания родителям необходимо ввести в ежедневную привычку. Мама, обладая уникальной природной интуицией, даже не овладев специальными методиками, несомненно может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.


    РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

    Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
    • Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным.
    • При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.
    • Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
    • При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.
    • При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.
    Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
    Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности,  аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т, д.
    Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.
    Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить  фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
    Основными задачами в работе над развитием речевого дыхания являются следующие:
    1.Вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох, используя специальные игровые упражнения.
    2.Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.


    Уважаемые  мамы и папы!
    Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребёнку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с непроизвольных и таких забавных для ребёнка игровых упражнений:
    • Дутьё через соломинку в стакан с водой.
    • Надувание воздушных шаров.
    • Дутьё на разноцветные вертушки.
    • Игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке.
    • Пускание мыльных пузырей.
    • Дутьё на одуванчик весной.
    При  этих забавах ребёнок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот.
     А как интересно сделать своими руками игры для развития выдоха!
    Сезонные игрушки: зимой –  снежинки, прикреплённые ниточками к игрушечным рукавичкам; осенние листочки, падающие на корзинки с грибами. Хороши и бумажные бабочки и стрекозы, порхающие на тесёмочках над вырезанными из бумаги цветами; лёгкие птички, летающие над облачками из ваты. Для мальчиков –  вертолётики и самолётики. А для девочек –  улетающие по воле ветра от кукол шляпки. Лыжники, убегающие от соперников; мальчики на быстрых самокатах. Как все интересно! Такой игрушкой можно просто гордиться, ведь сделана она руками домашних.

       
    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательной организации
           
    Здоровье
           
    Администрация Учреждения
           
    Страничка музыкального руководителя
           
    Дорожная безопасность
           
    Страничка воспитателя
           
    Часто задаваемые вопросы
           
    Достижения